Сопровождение – это метод обеспечивающий создание оптимальных условий для развития ребенка и принятия им оптимальных решений в различных ситуациях.
Психологическое сопровождение в коррекционной школе имеет свою специфику, т.к. сюда приходят дети, изначально имеющие проблемы в развитии и проблемы со здоровьем. Определяющим принципом коррекционной работы является ее осуществление "в нужное время и в нужном месте”, т.е. зависит от состояния конкретного ребенка.
Коррекционная работа с детьми – это сложный вид деятельности взрослых в образовательном учреждении, залог ее успеха в их профессиональном взаимодействии. Присутствие психологов в коррекционном учреждении создает предпосылку для формирования адекватного социально-психологического климата.
Основные принципы сопровождения
Основными принципами сопровождения являются:
- рекомендательный характер
- приоритет интересов ребенка
- непрерывность сопровождения
- мультидисциплинароность (т.е. комплексность)
- интеграция
Этапы сопровожденияМожно назвать следующие этапы сопровождения:
-
диагностический (зафиксировать проблему, установить контакт)
- деятельный
- рефлексивный (консилиум)
На консилиуме подводятся итоги сопровождения. Педагоги и специалисты анализируют проделанную работу с учащимися, отмечают динамику развития, намечают задачи на ближайшую перспективу.
Основные области сопровождения
Основные области сопровождения это:
- усвоение программы в рамках учебно-воспитательного процесса
- организация образовательного и коррекционного процесса
- оказание психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
- организация взаимодействия учащихся, родителей, педагогов
Рождение в семье ребенка с нарушениями в развитии, вызывает сильное эмоциональное переживание родителей, нарушается их взаимодействие с социальным окружением. Условия нашей школы позволяют оказывать комплексную помощь ребенку и родителям в решении различных проблем. Работа специалистов направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования и развития личности ребенка.
Из практики могу сказать, что на эффективность такой работы оказывает влияние несколько факторов:
– уровень организации работы школы
– квалификация и опыт работы специалистов
– личностные и интеллектуальные способности родителей, а также их эмоциональное состояние в данный момент.
Рождение ребенка с проблемами в развитии влечет за собой родительский кризис - это эмоциональные и
истерические расстройства, чувство вины, не заслуженности случившегося.
Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не может воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка, что же можно сказать о воспитании ребенка с проблемами в развитии.
Семейные взаимоотношения являются одним из основных факторов формирования психического здоровья детей. Специалисты выявляют позицию родителей по отношению к ребенку (принятие – отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватное – неадекватное). Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка.
Поэтому, для нас очень важно сформировать позитивную самооценку родителей, снизить уровень тревожности, развивать позитивные установки сознания, помочь родителям обрести уверенность и спокойствие.
А бывают и такие случаи, ребенку поставили диагноз, он учится в коррекционной школе, а родители не до конца понимают, что это значит и предъявляют к нему требования, как к здоровому ребенку – это приводит к серьезным разногласиям в семье.
"Нет, и не может быть детей, которые бы, не хотели учиться с самого начала обучения” – писал В.Л. Сухомлинский.
Познавательная потребность ребенка, тесно связана с радостью и удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией радости иногда разрушается, причем очень рано.
Хорошо, когда ребенок, приходит в школу сразу, а чаще всего, к нам приходят неуспевающие учащиеся из массовых школ. У таких детей уже сформировалось негативное отношение к школе и обучению. И как приятно видеть, когда в результате совместной деятельности, у ребенка появляется интерес к учебе, повышается самооценка и он чувствует себя комфортно. А это главное условие, без которого невозможно формирование познавательной деятельности. Приятные переживания, связанные с похвалой учителя, осознание своих возможностей, возбуждает активность и интерес.
Успех – важнейший стимул. Иногда ситуацию успеха надо создать, опираясь на какую-то маленькую победу ребенка, что бы поднять его в его собственных глазах и предоставить возможность поверить в свою успешность.
Доброжелательность, терпение и такт – вот что необходимо, прежде всего, в работе с такими детьми.
Сопровождение – это особый вид помощи ребенку в преодолении проблем в развитии. Особенность этой помощи заключается в том, чтобы научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно.
В нашей школе, сопровождение – это система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для учащихся, педагогов, родителей - направленная на создание оптимальных условий для обучения и воспитания детей.
Главная задача – это способствовать интеграции в общество, ребенка с проблемами в развитии.
Горбунова Л.И.
ГС(К)ОУ VIII вида
Санкт-Петербург